Устройство стиральной машины

3 апреля 2019
Устройство стиральной машины
Данная статья предназначена для широкого круга читателей, в которой мы расскажем об устройстве стиральной машины с фронтальным типом загрузки. В качестве примера мы представили фотографии стиральной машины Zanussi FE 1014 с классическим ременным приводом барабана. Постараемся объяснить назначение основных деталей стиральной машины не вдаваясь в технические подробности.

Фронтальный вид СМА
Вид фронтальной части
Вид СМА сзади
Вид задней части
1.Панель управления
2.Пружина подвески бака
3.Устройство блокировки люка (УБЛ)
4.Манжета люка
5.Сливной насос
6.Сливной шланг
7.Барабан
8.Фронтальный противовес
9.Дозатор моющих средств
10.Прессостат (реле уровня воды)
11.Электронный блок управления
12.Бак
13.Ремень привода барабана
14.Воздушная камера
15.Патрубок слива воды
16.Термоэлектрический нагреватель (ТЭН)
17.Электродвигатель привода барабана
18.Амортизатор
19.Шкив барабана
20.Патрубок бункера дозатора
21.Бункер дозатора
22.Электромагнитный клапан


Панель управления (модуль интерфейса)

Модуль интерфейса Под пластиковой панелью управления с кнопочками находится электронный модуль интерфейса. При помощи него пользователь включает стиральную машину, выбирает программу, активирует различные дополнительные функции и запускает необходимый режим стирки. Данный модуль передаёт все введённые данные уже основному блоку управления стиральной машины. В некоторых моделях стиральных машин, модуль интерфейса и основной блок управления совмещены в единое устройство.
Пружина подвески бака

Пружина бака В большей части всех стиральных машин, для подвешивания бака используются пружины (от 2 до 4 штук в зависимости от конструкции стиральной машины). Один конец пружины крепится к верхнему основанию корпуса стиральной машины, а на другой подвешивается бак, в котором есть специальные проушины. Жёсткость и количество пружин определяется инженерами-конструкторами стиральных машин.
Устройство блокировки люка (УБЛ)

Устройство блокировки люка Пользователям стиральных машин видна лишь маленькая часть устройства блокировки люка - это небольшое прямоугольное отверстие, в которое заходит крючок двери загрузочного люка. На самом деле, УБЛ представляет из себя электромеханическое устройство, которое служит для безопасной эксплуатации стиральной машины. При не закрытой двери люка, стиральная машина не начнёт работу, даже если Вы запустите программу, а в процессе стирки дверца прочно блокируется, во избежание непроизвольного или неумышленного открывания. УБЛ является важным звеном общей электрической цепи и если оно неисправно, то запуск стиральной машины невозможен.
Манжета люка

Манжета люка Манжета люка или резиновый уплотнитель двери-одна из деталей обеспечивающих герметичность стиральной машины. Одна часть манжеты крепится хомутом к баку, а другая (внешняя) крепится к корпусу стиральной машины. Поскольку бак стиральной машины подвижная деталь, то резиновая манжета люка именно то, что надёжно обеспечивает эластичное соединение с корпусом агрегата. Это классическая деталь почти всех стиральных машин с фронтальной загрузкой. В некоторых фронтальных стиральных машинах фирмы Asko, манжеты такого вида отсутствуют. Уплотнитель двери находится непосредственно на его обрамлении.
Сливной насос (щелочная помпа)

Сливной насос Сливной насос (или щелочная помпа) предназначен для откачивания воды из бака стиральной машины на всех этапах стирки. Насос в целом состоит из небольшого моторчика,на валу которого находится крыльчатка с лопастями и так называемой "улитки", к которой присоединяются различные патрубки и сливной шланг. В некоторых моделях стиральных машин, помимо сливного насоса есть насос рециркуляции воды, который выглядит примерно также. Благодаря циркуляционному насосу, стиральный порошок лучше растворяется, а также по специальному патрубку обеспечивается дополнительный впрыск воды в бак. Эта функция ещё известна как "Direct Spray"-прямой впрыск.
Сливной шланг

Сливной шланг Вода, которая откачивается из бака сливным насосом, через сливной шланг выводится в канализацию. Сливной шланг стиральной машины гофрированный, чаше всего изготавливается из пластика и с обеих сторон имеются литые резиновые наконечники. Стандартно, со стороны стиральной машины шланг крепится хомутом к "улитке" сливного насоса, а другой конец сливного шланга подключается к канализационной системе.
Барабан

Барабан Барабан всех стиральных машин изготавливается из листовой нержавеющей стали с множеством перфорированных отверстий. Он имеет форму цилиндра, у которого с одной стороны есть большое круглое отверстие для загрузки белья, а с противоположной стороны расположена крестовина, в центре которой находится вал барабана.Именно барабан напрямую контактирует с бельём в процессе стирки. Поскольку рабочая внутренняя поверхность барабана полированная, то при его вращении бельё оставалось бы почти неподвижным, поэтому у барабана предусмотрены так называемые бойники (рёбра), за счёт которых происходит перемешивание белья.
Фронтальный противовес

Фронтальный противовес Бельё, которое в процессе стирки намокает и становится тяжёлым, создаёт сильный дисбаланс при вращении барабана, особенно на стадии отжима. Для компенсации этого дисбаланса, на бак стиральной машины устанавливают противовесы. Их изготавливают из прочного бетона или чугуна. Количество, форма, вес противовесов и их расположение на баке подбирается инженерами проектировщиками стиральных машин. В рассматриваемой нами модели стиральной машины, данный противовес имеет массу в среднем 15кг.
Дозатор моющих средств

Дозатор моющих средств Дозатор моющих средств - это выдвижная ячейка во фронтальной части стиральной машины, в которую засыпается стиральный порошок и иные моющие средства. У стандартных дозаторов есть три ячейки, они пронумерованы или наделены определённой символикой, указывающие назначение каждой из них. Две ячейки предназначены для засыпания порошка и ещё одна для заливки жидких кондиционеров или смягчителей. На самом деле количество ячеек может быть от одной до пяти.
Прессостат (реле уровня воды)

Прессостат Прессостат в первую очередь определяет и контролирует уровень воды в баке стиральной машины, а также может коммутировать электрические цепи нагревательного элемента (ТЭНа) и заливного электромагнитного клапана. Существуют механические и электронные прессостаты. Каждый прессостат имеет пневматический принцип работы. Любой датчик уровня воды настраивается заводом изготовителем на определённые параметры, нарушать которые не рекомендуется. В стиральной машине может устанавливаться от одного до трёх прессостатов.
Электронный блок управления (ЭБУ)

Электронный блок управления В любой современной стиральной машине есть электронный блок управления (ЭБУ). Он управляет всеми электрическими деталями стиральной машины и контролирует их работу. ЭБУ-это мозг стиральной машины, центральным элементом которого является процессор, в котором заложена программа управления стиральной машиной. В некоторых устаревших моделях стиральных машин, эту функцию выполняли электромеханические командные аппараты. Но постепенно все производители перешли к полноценным электронным схемам управления. В одной стиральной машине, может быть от одного до пяти электронных блоков различного назначения.
Бак

Бак стиральной машины Самая объёмная деталь стиральной машины - это бак, который способен вмещать от 30 до 65 литров воды. Сегодня при изготовлении бака используют высокопрочный пластик, нержавеющую сталь, а в некоторых устаревших моделях стиральных машин баки изготавливали из обычной стали покрытой эмалью. Бак состоит из двух частей стянутых болтами или хомутом, которые позволяют разбирать его в целях обслуживания или ремонта, так как замена подшипников бака один из распространённых видов ремонта стиральных машин. Но в современных стиральных машинах всё больше и больше используют неразборные баки, что делает их не пригодными для ремонта.
Ремень привода барабана

Ремень привода барабана Поскольку барабан и основной электродвигатель стиральной машины независимые детали,то для передачи крутящего момента от электродвигателя к барабану стиральной машины используют ремень. Такой тип привода барабана называют ременный. В современных стиральных машинах применяют плоские поликлиновидные ремни. В основном их изготавливают из полиуретана или резины.
Воздушная камера

Воздушная камера Воздушная камера - это полая пластиковая деталь, цилиндрической формы с небольшим штуцером, диаметр которого около 4-5 мм. Данная деталь устанавливается совместно с патрубком сливной системы стиральной машины. Воздушная камера необходима для правильной работы прессостата. При наполнении бака водой, из-за возрастания давления водяного столба, в воздушной камере пропорционально увеличивается давление воздуха, которое через штуцер и по специальному патрубку передаётся диафрагме прессостата, что заставляет последний срабатывать при достижении определённого уровня воды. Прессостат настроен в заводских условиях на определённые параметры давления воздуха, при котором он срабатывает.
Патрубок слива воды

Патрубок слива воды В баке стиральной машины есть единственное отверстие для слива воды, к которому при помощи хомута крепится патрубок слива. Этот патрубок изготовлен из резины, имеет гофры, что делает его гибким и способным сохранять свою форму. Патрубок слива может иметь различные ответвления, но основные это для воздушной камеры (рассматривали выше) и "улитки" сливного насоса. Также, в сливном патрубке почти все производители стали устанавливать пластиковый шар ("ECO BALL" -эко бол), который препятствует попаданию стирального порошка в сливную систему. Благодаря этому стиральный порошок расходуется рационально.
Термоэлектрический нагреватель (ТЭН)

ТЭН Для нагревания воды в стиральной машине, применяют трубчатый термоэлектрический нагреватель или сокращённо ТЭН. При подаче напряжения 220 вольт на контакты ТЭНа, электрическая энергия преобразуется в тепловую, за счёт чего и происходит нагрев воды. В стиральных машинах устанавливают ТЭНы различной мощности, от 800 и до 3000 Ватт.

Датчик NTC
Полупроводниковый
датчик температуры воды
Для контроля температуры воды, во всех современных стиральных машинах используют полупроводниковые датчики температуры, показания которого обрабатываются электронным блоком управления. Эти датчики миниатюрные и поэтому как правило устанавливаются в резиновый уплотнитель ТЭНа.

В большинстве стиральных машин, произведённых до 2000 года, для контроля и регулировки температуры применялись механические термостаты с плавной регулировкой температуры воды. Также использовались датчики температуры, которые имели ограниченный диапазон, что не позволяло пользователям стиральных машин подбирать нужный температурный режим нагрева воды.
Электродвигатель привода барабана

Электродвигатель привода барабана Для вращения барабана стиральной машины необходим электродвигатель. Стандартно, он крепится непосредственно к баку стиральной машины в нижней части. Самый распространённый - это универсальный коллекторный двигатель. В классической схеме, для передачи крутящего момента от двигателя к барабану стиральной машины используют ремень ( ременный привод барабана) Для того, чтобы бельё во время стирки не перекручивалось, предусмотрен реверсивный режим работы электродвигателя, поэтому барабан стиральной машины вращается попеременно по направлению часовой и против часовой стрелки. За регулирование скорости вращения и направление вращения электродвигателя отвечает электронная система управления (в стиральных машинах без электроники применялись однофазные асинхронные двигатели, которые имели только две скорости - это для режима стирки и для режима отжима).
Амортизатор

Амортизатор Амортизаторы необходимы для гашения колебаний бака, поглощения его толчков и ударов действующих на корпус стиральной машины. Амортизаторы всегда применяются в стиральных машинах, совместно с пружинными механизмами. Сам амортизатор состоит из стального цилиндра и поршня со специальными фрикционными вкладышами смазанными демпферной смазкой. Одной стороной амортизатор крепится к баку, а другой к основанию стиральной машины. Количество амортизаторов может быть от двух до четырёх. В некоторых стиральных машинах применяют иную систему гашения колебаний бака, но в данной статье мы не будем их рассматривать.

Шкив барабана

Шкив барабана Ведомый шкив барабана - это колесо с ободом или канавкой по окружности, через которое передаётся движение приводного ремня. Шкив жёстко крепится болтом или гайкой непосредственно к валу барабана стиральной машины. Соотношение диаметра шкива барабана к диаметру шкива электродвигателя называется передаточным числом, которое учитывается производителями при проектировании стиральной машины. То есть, в некоторых моделях стиральных машин с абсолютно одинаковыми деталями, максимальное количество оборотов барабана на стадии отжима достигается только за счёт изменения диаметра шкива барабана.


Патрубок бункера дозатора

Патрубок бункера дозвтора Сразу оговоримся, что у бункера дозатора может быть не один, а несколько патрубков. Но рассматриваемый нами патрубок есть в любой стиральной машине. Через этот патрубок, вымываемый из дозатора стиральный порошок и иные средства попадают в бак стиральной машины. Данный патрубок изготовлен из резины и с одной стороны он крепится к баку, а с другой к отверстию в нижней точке бункера дозатора.


Бункер дозатора

Бункер дозатора Бункер дозатора - это пластиковый короб, который вмещает в себя выдвижной дозатор моющих средств (см.дозатор моющих средств). К бункеру дозатора может подсоединяться несколько различных патрубков, а в его верхней части имеются каналы с множественными отверстиями, через которые вода вымывает стиральный порошок. Размеры, форма и конструкция бункеров дозатора весьма разнообразна.

Электромагнитный клапан

Через электромагнитный клапан осуществляется подача воды в стиральную машину. Клапан на входе имеет резьбовую часть к которой прикручивается шланг подачи воды, на выходе расположен штуцер, через который вода поступает в бункер дозатора. У клапана есть управляющий соленоид (электрическая катушка). По сигналу системы управления стиральной машины, на соленоид в нужный момент подаётся напряжение и клапан открывается наполняя стиральную машину водой, а закрывается клапан, когда напряжение на соленоиде отсутствует. Пропускная способность воды через клапан составляет в среднем 10-12 литров в минуту.